Целью тренинга не является развитие креативности, творческих способностей. Наш тренинг посвящен тренировке технических сторон речевого остроумия и находчивости. Как научиться генерировать шутки и делать это спонтанно, то есть, быстро, не раздумывая? Как их преподносить слушателям? Как сделать каждую шутку смешной, или острой, или изысканной, в любом случае, неожиданной? |
1. Изучаем азбуку остроумия:
- Форма и содержание остроумия.
- Способы достижения комического эффекта, механизмы воздействия остроумия и шутки на окружающих;
- Формы остроумия, примеры («грубость - остроумие дураков» (А.Моруа), злая ирония, сарказм, ехидство, мягкая ирония, тонкая ирония, самоирония, острословие, «солдатский» юмор...)
- Приемы остроумия в речи (остроумие нелепицы, ложное противопоставление, ложное усиление, смешение стилей , доведение до абсурда , намек, буквализация метафоры, сравнение, повторение, двойное истолкование, игра слов, парадокс и т.д.)
- Приемы создания шутки (постановка и решение юмористической задачи).
|
2. Тренировка в остроумии посредством эксклюзивных упражнений, направленных на техническое овладение приемами, и участия в ролевых играх, созданных авторами тренинга:
- Тренируем голос, наш главный инструмент. Ищем в своем голосе тембр, интонации, модуляции, которые естественны для нас и, в то же время, связаны с юмором;
- Учимся отключать рефлексию, самоанализ: подавляем в себе страх осуждения и насмешек, излишний самоконтроль, робость и застенчивость, нежелание быть в центре внимания;
- Учимся, что называется «не лезть за словом в карман»: быстро воспринимать смыслы и образы, создаваемые речевым партнером, очень быстро, не обязательно остроумно, но только по теме отвечать партнеру;
- Учимся быстро воспринимать смыслы и образы, создаваемые группой, и так же быстро реагировать, не обязательно остроумно, но исключительно по теме отвечать на вопросы и реплики членов группы;
- Находим и используем чужие известные остроты, популярные фразы из фильмов;
- Избавляемся от шаблонов восприятия, находим стандартные комические ответы и стереотипные шутки, крылатые слова, неразрывно связанные с некоторыми ситуациями, чтобы затем заменить их на собственные авторские высказывания;
- Занимаемся развитием умения начинать разговор с любого места на любую тему, навыков общения на произвольную тему в дружеской, враждебной или нейтральной тональности;
- Учимся работать с ассоциациями, создавать сцепление слов, сцепление близких и противоположных смыслов, развиваем легкость и ассоциативность речи, рассказывая объемные вымышленные истории о незнакомых людях или предметах;
- Учимся быстро и находчиво реагировать на речевое воздействие, содержащее непонятный смысл или неизвестное нам понятие, слово; оттачиваем навыки ответа экспромтом; пытаемся использовать метафоричность, образность, богатство языка, расширить активный словарный запас;
- Включаем процессы рефлексии. Тренируемся в придумывании остроумных или просто смешных комментариев, надписей, заголовков к предложенным картинкам. Проводим рейтинг предложений группы, анализируем успешный вариант победителя;
- Развиваем альтернативный взгляд на вещи, умение видеть происходящее под другим углом зрения , говорить о привычных вещах непривычным образом.
- Проводим короткие словесные дуэли со случайно выбранным речевым партнером обмениваясь лаконичными, лапидарными репликами по теме, предложенной тренером
|