КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА «4Р» и «4C»
Комплекс маркетинга (другое название - маркетинг-микс) — это набор инструментов, с помощью которых маркетологи воздействуют на товар, его производство и распределение, чтобы наилучшим образом удовлетворить потребности клиентов и получить, соответственно, наибольшую прибыль.
В комплекс маркетинга обычно включают следующие элементы:
- Product – производимый или продаваемый продукт (товар, услуга);
- Price - его цена (в соотношении с ценами конкурентов и потребностью рынка);
- Place - то, как доходит (доводится) продукт до потребителя;
- Promotion - то, как продвигается продукт, каналы распределения
В соответствии с этой концепцией комплекса маркетинга 4Р (по начальным буквам) , компания разрабатывает:
- продуктовую (товарную) политику,
- ценовую политику,
- сбытовую политику
- коммуникационную политику.
В концепции маркетинга « 4С» основной упор делается не столько на продукт и его производство, как на самого потребителя и получаемые им выгоды.
Модель комплекса маркетинга «4C» была предложена в 1990 году профессором университета Северная Каролина Бобом Лотеборном, который официально считается ее автором.
Его главной идеей было то, что Модель 4Р Джерри МакКарти морально устарела - эта модель создавалась в других экономических условиях и больше не отвечает реальным потребностям маркетологов. Крайне высокая конкуренция за кошельки и умы потребителей, ведущаяся не только на прилавках магазинов, но и во всех средствах массовой информации требует иного маркетинга. Маркетинга, ориентированного, прежде всего, на потребителя.
Основные элементы нового комплекса маркетинга "4C":
1. Customer needs and wants - нужды и потребности потребителя,
2. Cost to the customer – потребительские затраты, включают Цену покупки, Цену потребления и Цену избавления;
3. Convenience – удобство, доступность, дополнительная ценность;
4. Communication – информационный обмен, весь комплекс коммуникаций между покупателем и продавцом, производителем и потребителем..
Забудьте о продукте (Product). Изучайте нужды и потребности покупателя (Customer wants and needs).
Забудьте о цене (Price). Думайте о расходах потребителя (Cost to the customer) на удовлетворение его потребностей. Цена всегда относительна; Деньги – это только часть расходов, возможно, менее ценная , чем время..
Забудьте о удобном местерасположения (Place). Думайте об удобстве покупки (Convenience). У людей больше нет необходимости идти в какое-то место (place) в наше время Интернета , он может найти многое в сайтах.
Забудьте о продвижении (Promotion). Правильное слово - коммуникации (Communication). Самая лучшая реклама - это создание диалога. Продвижение – вектор , канал с одним направлением от нас к потребителю, это попытка манипулирования из 60-х. Коммуникации выстраиваются от потребителя, и возвращаются к нему. они интерактивны.
Все курсы и семинары по маркетингу, рекламе и брендингу