Интервью с генеральным директором ОЦ Плеяды
Фоминой Натальей Ильиничной
- Скажите, Наталья Ильинична, Руководители какого уровня к вам обращаются чаще всего? Это малый, средний или крупный бизнес?
Н.И. В крупном бизнесе все слишком регламентировано, руководители не всегда назначаются из соображений существа дела. Те же, кто вырастают внутри крупных компании проходят школу управленческого резерва, или агентства подбирают им успешных управленцев с аналогичным опытом. В сфере наших интересов , конечно, малый и средний бизнес. В малом бизнесе – это больше собственники , хотя есть и наемные руководители, в среднем бизнесе – мы обучаем не только управленческим навыкам, но и управлению технологическими и бизнес-процессами, начиная от руководителей направлений, отделов и служб до первых лиц предприятий.
- Управленческие навыки , которым вы обучаете, в малом и среднем бизнесе – одинаковые?
Н.И. Если иметь в виду нечто общее для всех, можно говорить об обучении лидерским и коммуникативным компетенциям в управлении персоналом, вообще, так называемым, мягким навыкам ( soft skills) . Что касается управленческих навыков и даже проблем руководителя - они разные в компаниях, где все стандарты в голове у руководителя и там, гдк все строго регламентировано.
Навыки руководителя вырабатываются на практике день за днем как инструменты и методы решения технологических задач и проблем, и эти инструменты не всегда выбираются адекватно ситуации, особенно если у руководителя нет умения правильно ставить задачи, контролировать исполнение, строить обратную связь с подчиненными, правильно анализировать, принимать решения, например, какие функции доверить подчиненным, а что оставить себе, – это и есть управленческие компетенции, знания и умения, если их нет, то в арсенале руководителя закрепляются неэффективные навыки.
- Значит, вы даете знания и тренируете умение их использования в каких-то ситуациях , но только на практике они могут перейти в навыки?
Н.И. Совершенно верно. Это можно сравнить с прививкой и вырабатыванием иммунитета, но это упрощенный подход. Потому что нет конечной точки, бизнес-среда очень изменчива. Да и компетенции руководителя меняются с ростом уровня лидерства. Поэтому, во всем мире обучение взрослых, и руководителей в том числе, базируется на принципе «lifelong learning» - непрерывное самомотивированное обучение в течении профессиональной жизни.
- Вы можете назвать самые сейчас популярные курсы из «Директорских программ»?
Н.И. Самые востребованные – это финансовые курсы от "Бухгалтерского учета для руководителя" до "Финансового анализа предприятия для руководителя -не финансиста" . И редкие программы, которые на Юге России есть только у нас: "Управление крестьянским фермерским хозяйством", " Управление IT-ресурсами компании", "Управляющий сетью магазинов", "Стратегический маркетинг", "Директор по логистике", "Руководитель управляющей компании в сфере ЖКХ/ Управление МКД".
Вторая большая группа посещаемых курсов связана с тем, что «Плеяды» - региональный представитель Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, который обучает Главных бухгалтеров, Финансовых директоров, Внутренних аудиторов, Налоговых консультантов, Главных бухгалтеров в строительстве, ЖКХ, торговле, по МСФО с выдачей Квалификационных аттестатов профессиональных бухгалтеров. В этой же группе - супер-популярные курсы "Главный бухгалтер как top-менеджер организации" и "Риторика и публичные выступления для главного бухгалтера".
Третья группа популярных программ связана с тем, что у нас очень сильное компьютерное отделение. Руководители могут пройти не только теоретические курсы, например, Основы управления проектами, но и программу МS Project или Primavera, Оптимизацию бизнес-процесов не только в теории, но и на платформе программного комплекса ARIS.
Всегда очень посещаемы руководителями совсем не управленческие отделения - Школа риторики, где есть курсы “Молодой политик» и «Риторика для руководителя» , а также Школа иностранных языков. Класическому и бизнес-английскому наши преподаватели англичане обучают множество руководителей компаний и учреждений прямо на рабочих местах.
- Как руководители предпочитают учиться, в группе или индивидуально?
Н.И. Если обучение вызвано желанием развиваться, то чаще всего оно проходит в малой группе из 2-3-х человек. Если же нужно быстро овладеть какими-то знаниями для решения конкретной задачи, или у руководителя на предприятии есть проблема, которую нужно решить, тогда слушатели предпочитают формат индивидуального обучения по согласованной программе или даже индивидуальных консультаций.
- Вы можете назвать самое «узкое место» современных руководителей высшего звена?
Н.И. В массе своей они – не молоды, поэтому тяготеют к авторитарному управлению, не умеют делегировать ответственность, или наоборот, перекладывают на плечи подчиненных то, что нельзя делегировать, не понимают, зачем нужен маркетинг и не знают , как подступиться к Интернет-маркетингу, IT-технологиям, . Не все , конечно. Всегда есть приятные исключения из правил.
- Вы хотите сказать, что нужно ждать смены управленческих поколений, чтобы что-то изменилось к лучшему?
Н.И.И да, и нет. Даже если люди сопротивляются, все течет, все меняется. К тому же , я верю в эволюцию личности.